ZX Spectrum
Game

Lorna

Topo Soft (Испания),

Авторы: , , , ,

Жанр: Аркадные игры


Язык

  • Русский
  • English

Управление

  • Интерфейс 2(?)
  • Кемпстон джойстик(?)
  • Клавиши на выбор(?)

Игроков

  • Один

Доступные версии

Неофициальное издание
Играть!
Оригинальное издание
Играть!

Доступные версии

Неофициальное издание
Играть!
Оригинальное издание
Играть!
  •  Аннотация
  •  Описание (пер.)
  •  Информация
  •  Аннотация
  •  Описание (пер.)
  •  Описание
Аннотация к Lorna

«Lorna» – это платформер с видом сбоку, основанный на эротических комиксах испанского происхождения. Как голая девушка оказалась в джунглях чужой планеты, кишащих чудовищами и роботами, предстоит разобраться вам. Героиня может атаковать врагов прикладом или стрелять в них, но число патронов ограничено. Игра также включает в себя горизонтальные погони.

Оригинальное описание Lorna (перевод)

Лорна

Первый этап

Действие происходит на планете, населенной существами, родившимися в результате странной мутации между амфибиями и обезьянами.

Эти странные существа нападают и бьют вас, заставляя вашу энергию уменьшаться.

На протяжении всего этапа вам придется столкнуться с существами под названием “JACOBEOS”, которые подбегают к вам и бьют вас своими мечами, заставляя вас терять энергию с каждым ударом.

Вся эта территория охраняется патрульными, вооруженными пистолетами, которые следят за тем, чтобы никто не имел доступа к храму. Если вас ударят, вы погибнете безвозвратно.

Вы можете уничтожить любой из этих двух типов врагов, либо ударяя их, либо стреляя в них. На протяжении всего этапа будет появляться ряд летающих животных, несущих бонусы в виде жизней, энергии или боеприпасов.

Помимо этих существ, которые нападают на вас, следует обращать пристальное внимание на любые безобидные на первый взгляд предметы, которые могут стать смертельной ловушкой.

Второй этап

На этот раз вы оказываетесь внутри пещеры, в которой находится странная деревня, которую вы должны пересечь, чтобы попасть на другую сторону горы и вернуться в лес.

Жители этой деревни весьма разнообразны, вот некоторые из них, с которыми вы столкнетесь:

ЗВЕРЬ: Этот зверь подбегает к вам, прыгает через голову и бьет вас, уменьшая вашу энергию за каждый удар. Он не оставит вас в покое, пока вы не убьете его.

АМОРОЗО: Это существо, которое безумно влюблено в ЛОРНУ, и все его стремление – всегда быть рядом с ней. Он доставляет неудобства, потому что если он подходит к вам слишком близко, он прилипает к вам и не позволяет вам ударить его, так что вы на мгновение оказываетесь беззащитными, но через некоторое время он отваливается, и вы можете продолжать свой путь. Единственный способ предотвратить его прилипание к вам – ударить его, когда он приближается к вам, это заставит его убежать.

БИСАПО: Он поражает вас большим мечом, который заставит вас потерять много энергии. Этот жук появляется в конце этапа, и вы не сможете перейти к следующему, пока не убьете его; для этого нужно ударить его несколько раз.

На этом этапе ваша задача – пройти через всю территорию, пока не достигнете места, где находится “BISAPO”.

Там вы должны действовать быстро, чтобы убить одного из них и украсть его мотоцикл, как только вы это сделаете, вы перейдете на следующий этап.

Третий этап

Теперь ваша задача – проехать через лес на мотоцикле, который вы украли у патрульного.

Чтобы проехать через лес, вам придется использовать все свое мастерство и скорость передвижения, так как мотоцикл движется на большой скорости, поэтому увернуться от деревьев будет нелегко, и, как будто этого недостаточно, вы также столкнетесь с рядом патрульных машин, которые будут пытаться поймать вас. Один из способов избавиться от этих патрульных машин – уворачиваться от них и в нужный момент заставлять их врезаться в деревья.

По мере прохождения игры вы будете натыкаться на серию пузырьков, которые будут всплывать при столкновении с ними, давая вам бонусы энергии, жизни или боеприпасы.

Как только вы проедете через лес, у вас не останется другого выбора, кроме как оставить мотоцикл и войти в пещеру, чтобы пробраться через гору, которая стоит перед вами.

Четвертый этап

Проехав через гору, вы снова окажетесь в лесу, поэтому вам нужно будет угнать еще один мотоцикл, чтобы проехать через него.

Как и на третьем этапе, вы должны пересечь лес, будучи очень осторожным, чтобы не врезаться в деревья и не потерять из виду преследующие вас патрули, которые теперь стали более опасными и многочисленными. Ваша стратегия должна быть одинаковой: все время уклоняйтесь от них и старайтесь, чтобы они врезались в деревья.

Пятая фаза

Это заключительный этап вашей миссии. Вы находитесь в подвале храма, где разбросаны части, из которых состоит ваш робот. Логично, что ваша задача – пройти по самым потаенным местам Храма в поисках этих частей (всего их шесть), чтобы в итоге доставить их в хижину, где вы сможете восстановить его (это единственное место, где вы можете восстановить робота, и только когда у вас есть все шесть частей).

Для перемещения по подземелью у вас есть ряд телепортационных кабин, которые соединены попарно. Чтобы подобрать их, нужно встать прямо под ними и нажать на кнопку включения; это переместит вас в другой коридор.

Внутри метро полно врагов, которые меняются в зависимости от того, в каком коридоре вы находитесь. Некоторые из них:

Крысы: Они заперты в галереях, поэтому на первый взгляд их не видно; однако вы заметите, что они собираются выбраться, потому что им нужно снять решетку перед галереей. Как только они выйдут, они используют топор, чтобы ударить вас, уменьшая вашу энергию при каждом ударе.

ДРАКОНЫ: Они пролетают над галереями и запускают серию огненных шаров. Если эти огненные шары попадут в вас, вы потеряете энергию, поэтому вы должны быть очень осторожны, пытаясь увернуться от них. Один из способов избежать ненужного риска – устранить этих драконов.

МОНКИ: Как и предыдущие, они летают и бросают огненные шары, но с разницей, из этих огненных шаров, которые бросают монахи, появляются скелеты, вооруженные мечом и щитом. Вы не можете сражаться с этими монахами, вы можете сражаться только со скелетами; если они ударят вас, вы потеряете энергию.

Табло

В нижней части экрана вы увидите ряд маркеров, указывающих на следующее:

* Энергия: состоит из красной полоски, которая показывает количество энергии, которой вы обладаете.

* Жизни: цифра показывает количество оставшихся у вас жизней.

* Выстрелы: Для завершения игры у вас есть три магазина с четырьмя патронами в каждом.

* Робот: он появляется на экране на протяжении всей игры, но вступает в игру только на последнем этапе. Вы увидите, как на нем отражаются части вашего робота, которые вы собираете.

Управление

Клавиатура

Q – прыжок.

A – Наклонитесь.

O – Левый.

П – правильно.

Пробел + A – стрельба из винтовки.

Пространство – Короткий, высокий удар оружием.

P или O + пробел – удар на средней высоте и средней дистанции.

Пробел + Q – удар.

H – Пауза.

Джойстик

Arriba O Diagonales Arriba – Salto.

Влево или вправо – продвижение.

Стрелять + вниз – стрелять из винтовки.

Выстрел – короткий, высокий удар оружием.

Левая или правая + выстрел – удар на средней высоте и средней дальности.

Вверх + Стрелять – Удар.

H – Пауза.

Инструкции по погрузке

Спектр

Перемотайте кассету на начало.

Нажмите LOAD”” на клавиатуре, а затем ENTER.

Запустите кассету.

Программа загрузится автоматически.

Если что-то не так, перемотайте кассету еще раз и попробуйте загрузить ее с другим объемом.

Спектр+3

Выберите ОПЦИЮ ЗАГРУЗЧИКА и нажмите ENTER. Программа загрузится автоматически.

Amstrad

Перемотайте кассету на начало.

Нажмите одновременно клавиши CONTROL и ENTER.

Запустите кассету.

Программа загрузится автоматически.

Если что-то не так, перемотайте кассету еще раз и попробуйте загрузить ее с другим объемом.

Дискотека Amstrad

Введите RUN “DISC на компьютере, а затем нажмите клавишу ENTER.

Программа загрузится автоматически.

Msx

Перемотайте кассету на начало.

Наберите на компьютере RUN “CAS:”, а затем нажмите клавишу ENTER.

Запустите кассету.

Программа загрузится автоматически.

Если что-то не так, перемотайте кассету еще раз и попробуйте загрузить ее с другим объемом.

Команда разработчиков

Оригинальная идея: ALfonso и Jorge Azpiri.

Программа: Габриэль Ортас.

Графика: Рафаэль А. Гарсия Кабрера.

Программист поддержки: Антонио Мойя.

Обложка: Альфонсо Азпири.

Музыка: T.P.M.

Запись: CBS.

Дистрибьютор: Erbe Software.

Секретарь производства: Мария Долорес Наварро.

Продюсер: Габриэль Нието.

Topo Soft 1990.

Воспроизведение, передача, прокат или предоставление во временное пользование данной программы запрещено без письменного разрешения компании ERBE SOFTWARE, S.A.

Краткая информация о Lorna

Для игры в Lorna не нужны эмуляторы. Игра жанра “аркада”, изданная в Испании в 1990 году творческой группой Topo Soft, которую разработали Gabriel Ortas, Rafael Angel Garcia Cabrera, Alfonso Fernandez Borro, T.P.M. и Antonio Moya.

Аннотация к Lorna

“Lorna” is a side-scrolling platformer based on erotic Spanish comics. The game explores the story of a naked girl who finds herself in the jungle of an alien planet, infested with monsters and robots. The protagonist can use melee attacks or shoot at enemies, but ammunition is limited. The game also features horizontal chases.

Оригинальное описание Lorna (перевод)

Lorna

First phase

It takes place on a planet inhabited by beings born of a strange mutation between amphibians and apes.

These strange beings attack and beat you, causing your energy to diminish.

Throughout the stage you will have to face beings called “JACOBEOS” that run up to you and hit you with their swords, causing you to lose energy with each hit.

This entire area is guarded by patrolmen armed with pistols who make sure that no one has access to the Temple. If you are hit you will die irreparably.

You can eliminate either of these two types of enemies by either hitting them or shooting them. Throughout the stage, a series of flying animals will appear, carrying bonuses of lives, energy or ammunition.

In addition to these creatures that attack you, you should pay close attention to any seemingly harmless items that can become a death trap.

Second phase

This time you find yourself inside a cave in which there is a strange village that you must cross to get to the other side of the mountain and get back to the forest.

The inhabitants of this village are quite varied, some of them you will encounter are:

BEAST: This critter runs up to you, jumps over your head and hits you, decreasing your energy for each hit. It will not leave you alone until you manage to kill it.

AMOROSO: It is a being that is madly in love with LORNA and all its eagerness is to be near her at all times. He is a nuisance because if he gets too close to you he sticks to you and doesn’t allow you to hit him, so you are momentarily defenceless, but after a while he comes off and you can continue on your way. The only way to stop it sticking to you is to hit it when it is approaching you, this will make it run away.

BISAPO: It hits you with a big sword that will make you lose a lot of energy. This bug appears at the end of a stage and you can’t move on to the next one until you have killed it; to do this you will have to hit it several times.

In this phase your mission is to cross the area until you reach the place where the “BISAPO” are located.

Once there you must act quickly to kill one of them and steal his bike, once you have done this you will move on to the next stage.

Third phase

Your mission now is to ride through the forest on the motorbike you stole from the patrolman.

To get through the forest you will have to use all your skill and speed of movement, as the bike is moving at high speed, so dodging the trees is not easy, and as if this were not enough, you will also encounter a series of motorised patrol cars that will try to catch up with you. One way to get rid of these patrol cars is to dodge them and at the right moment make them crash into the trees.

As you progress through the game you will come across a series of bubbles that will pop when you come across them, giving you energy bonuses, lives or ammunition.

Once you’ve made it through the forest, you’ll have no choice but to leave the bike and enter a cave to make it through the mountain that stands before you.

Fourth phase

Once you’ve made it through the mountain you’re back in the forest, so you’ll need to steal another motorbike to get through.

As in stage three, you must cross the forest being very careful not to crash into the trees and without losing sight of the patrols that are chasing you, which are now more dangerous and numerous. Your strategy should be the same, at all times you have to dodge them and try to make them crash into the trees.

Fifth phase

This is the final phase of your mission. You are in the basement of the Temple where the pieces that make up your robot are scattered. Logically, your mission is to go through the most hidden places of the Temple in search of these pieces (a total of six), to finally take them to a cabin where you can rebuild it (this is the only place where you can rebuild the robot, and only when you have all six pieces).

To move through the underground you have a series of teleport cabins that are connected in pairs. To pick them up you have to stand right underneath them and press the trigger; this will move you to another corridor.

The interior of the subways are full of enemies that vary depending on the corridor you are in. Some of them are:

RATS: They are locked in galleries, so at first glance they are not visible; however, you will notice that they are going to get out because they have to remove a grille in front of the gallery. Once they are out, they use an axe to hit you, decreasing your energy each time they manage to hit you.

DRAGONS: They fly over the galleries and launch a series of fireballs. If these fireballs hit you, you will lose energy, so you must be very careful to try to dodge them. One way to avoid taking unnecessary risks is to eliminate these dragons.

MONKS: Just like the previous ones, they fly and throw fireballs, but with a difference, out of these fireballs that the monks throw come skeletons armed with a sword and shield. You can’t fight these monks, you can only fight the skeletons; if they hit you you will lose energy.

Scoreboards

At the bottom of the screen you will see a series of markers indicating the following:

* Energy: Consists of a red bar that will indicate the amount of energy you possess.

* Lives: A number will indicate the number of lives you have left.

* Shots: To complete the game you have three magazines with four bullets each.

* Robot: This appears on the screen throughout the game, but does not come into play until the final stage. You will see the pieces of your robot that you pick up reflected on it.

Controls

Keyboard

Q – Jump.

A – Bend down.

O – Left.

P – Right.

Space + A – Rifle shooting.

Space – Short, high blow with the weapon.

P or O + Space – Hit at medium height and medium distance.

Space + Q – Kick.

H – Pause.

Joystick

Arriba O Diagonales Arriba – Salto.

Left OR Right – Advance.

Shoot + Down – Shoot with the rifle.

Shot – A short, high blow with the weapon.

Left OR Right + Shot – Hit at medium height and medium range.

Up + Shoot – Kick.

H – Pause.

Loading instructions

Spectrum

Rewind the tape to the beginning.

Press LOAD”” on the keyboard and then ENTER.

Start the cassette.

The programme will load automatically.

If something is wrong, rewind the tape again and try loading it with a different volume.

Spectrum+3

Select the LOADER OPTION and press ENTER. The programme will load automatically.

Amstrad

Rewind the tape to the beginning.

Press the CONTROL and ENTER keys simultaneously.

Start the cassette.

The programme will load automatically.

If something is wrong, rewind the tape again and try loading it with a different volume.

Amstrad disco

Type RUN “DISC on your computer and then press the ENTER key.

The programme will load automatically.

Msx

Rewind the tape to the beginning.

Type on your computer RUN “CAS:” and then press the ENTER key.

Start the cassette.

The programme will load automatically.

If something is wrong, rewind the tape again and try loading it with a different volume.

Development team

Original idea: ALfonso and Jorge Azpiri.

Programme: Gabriel Ortas.

Graphics: Rafael A. García Cabrera.

Support programmer: Antonio Moya.

Cover: Alfonso Azpiri.

Music: T.P.M.

Recording: CBS.

Distributor: Erbe Software.

Production Secretary: María Dolores Navarro.

Production: Gabriel Nieto.

Topo Soft 1990.

The reproduction, transmission, rental or lending of this programme is prohibited without the express written authorisation of ERBE SOFTWARE, S.A.

Оригинальное описание Lorna

Lorna

Primera fase

Se desarrolla en un planeta habitado por unos seres surgidos de una extraña mutación entre anfibios y simios.

Estos extraños seres te atacan y golpean haciendo que disminuya tu energía.

Durante toda la fase tendrás que enfrentarte a unos seres llamados “JACOBEOS” que se te acercan corriendo y te golpean con su espada haciendo que pierdas energía por cada golpe.

Toda esta zona esta custodiada por patrulleros armados con pistolas que vigilan que nadie tenga acceso al Templo. Si te alcanza algún tiro morirás irremediablemente.

Puedes eliminar a cualquiera de estos dos tipos de enemigos tanto a golpes como a base de disparos. A lo largo de la fase aparecerán una serie de animales voladores portando bonos de vidas, energía o munición.

Además de estos seres que te atacan, debes prestar mucha atención a cualquier elemento aparentemente inofensivo, pero que puede convertirse en una trampa mortal.

Segunda fase

En esta ocacion te encuentras en el interior de una cueva en la que se halla un extraño poblado que deberás atravesar para conseguir llegar al otro lado de la montaña y volver a acceder al bosque.

Los habitantes de este poblado son bastante variados, algunos de ellos con los que te encontrarás son:

BESTIAJO: Este bicho se acerca corriendo, salta por encima de tu cabeza y te golpea, disminuyendo tu energía por cada golpe que te aseste. No te dejará en paz hasta que no consigas matarle.

AMOROSO: Es un ser que esta locamente enamorado de LORNA y todo su afán es estar cerca de ella en todo momento. Es un incordio ya que si se te acerca mucho se queda pegado a ti y no te permite golpear, por lo que quedas indefenso momentáneamente, ya que al cabo de un tiempo se despega y puedes continuar tu camino. La única forma de evitar que se pegue a tí es dándole un golpe cuando se te está acercando, esto le hará huir.

BISAPO: Te golpea con una gran espada que te hará perder bastante energía. Este bicho aparece al final de fase no pudiendo pasar a la siguiente hasta que le hayas matado;para ello deberás golpearle varias veces.

En esta fase tu misión consiste en atravesar la zona hasta llegar al lugar donde se encuentran los “BISAPO”

Una vez allí debes actuar con rapidez para matar a uno de ellos y robarle la moto, una vez que hayas hecho esto pasarás a la siguiente fase.

Tercera fase

Ahora tu misión será la de atravesar el bosque montado en la moto que le robaste al patrullero.

Para atravesar el bosque deberás hacer uso de toda tu habilidad y rapidez de movimientos, ya que la moto avanza a gran velocidad, por lo que el ir esquivando los árboles no es nada fácil, y por si esto fuera poco, además te encontrarás con una serie de patrulleros motorizados que intentarán darte alcance. Una forma de librarte de estos patrulleros es esquivándolos y en el momento justo hacer que choquen contra los árboles.

Según vas avanzando te encontrarás con una serie de burbujas que estallarán al cruzarte con ellas proporcionándote bonos de energía, vidas o munición.

Una vez que has conseguido atravesar el bosque no tendrás más remedio que dejar la moto e internarte en una cueva para conseguir atravesar la montaña que se alza ante tí.

Cuarta fase

Una vez que has conseguido atravesar la montaña te encuentras de nuevo en el bosque, por lo que deberás robar otra moto para poder atravesarlo.

Igual que ocurría en la fase tres, debes cruzar el bosque teniendo mucho cuidado de no chocar con los árboles y sin perder de vista a los patrulleros que te persiguen y que ahora son más peligrosos y numerosos. Tu estrategia debe ser la misma, en todo momento tienes que esquivarlos e intentar que choquen contra los árboles.

Quinta fase

Esta es la fase final de tu misión. Te encuentras en los subterráneos del Templo donde están esparcidas las piezas que forman tu robot. Lógicamente tu misión es la de recorrer los lugares más recónditos del Templo en busca de estas piezas (un total de seis), para finalmente llevarlas a una cabina donde podrás reconstruirlo (éste es el único lugar en que podrás reconstruir el robot y sólo cuando tengas las seis piezas).

Para moverte por lo subterráneos posees una serie de cabinas de teletransporte que están conectadas de dos en dos. Para cogerlas tienes que situarte justo debajo de ellas y dar al disparo;así conseguirás trasladarte a otro corredor.

El interior de los subterráneos está plagado de enemigos que varían dependiendo del corredor en que te encuentres. Algunos de ellos son:

RATAS: Están encerradas en unas galerías, por lo que a primera vista no son visibles;no obstante, te darás cuenta de que van a salir porque para ello tienen que quitar una reja que hay delante de la galería. Una vez que están fuera utilizan un hacha para golpearte, disminuyendo tu energía cada vez que consigan darte.

DRAGONES: Van sobrevolando las galerías y lanzando a su vez una serie de bolas de fuego. Si estas bolas te alcanzan, perderás energía, por ello deber ir muy atento para intentar esquivarlas. Una forma de no correr riesgos innecesarios es eliminando a estos dragones.

MONJES: Al igual que los anteriores, van volando y lanzando bolas de fuego, pero con una diferencia, de estas bolas de fuego que lanzan los monjes salen unos esqueletos armados con espada y escudo. Con estos monjes no puedes luchar, únicamente podrás enfrentarte a los esqueletos; si éstos te golpean perderás energía.

Marcadores

En la parte inferior de la pantalla podrás observar una serie de marcadores que te indicarán lo siguiente:

* Energía: Consiste en una barra de color rojo que te indicará la cantidad de energía que posees.

* Vidas: Un número te indicará el número de vidas que te quedan.

* Disparos: Para conseguir finalizar el juego posees tres cargadores con cuatro balas cada uno.

* Robot: Aparece en la pantalla durante todo el juego, pero hasta la fase final no entra en acción. En él verás reflejadas las piezas de tu robot que vayas cogiendo.

Controles

Teclado

Q – Salto.

A – Agacharte.

O – Izquierda.

P – Derecha.

Espacio + A – Disparo con fusil.

Espacio – Golpe corto y alto con el arma.

P u O + Espacio – Golpe a altura media y a media distancia.

Espacio + Q – Patada.

H – Pausa.

Joystick

Arriba O Diagonales Arriba – Salto.

Izquierda O Derecha – Avanzar.

Disparo + Abajo – Disparar con el fusil.

Disparo – Golpe corto y alto con el arma.

Izquierda O Derecha + Disparo – Golpe a altura media y a media distancia.

Arriba + Disparo – Patada.

H – Pausa.

Instrucciones de carga

Spectrum

Rebobina la cinta hasta el principio.

Pulsa en el teclado LOAD”” y después ENTER.

Pon en marcha el cassette.

El programa se cargará automáticamente.

Si algo va mal, rebobina de nuevo la cinta y prueba a cargarla con un volumen distinto.

Spectrum3

Selecciona la OPCION CARGADOR y pulsa ENTER. El programa se cargará automáticamente.

Amstrad

Rebonina la cinta hasta el principio.

Pulsa las teclas CONTROL y ENTER (INTRO) de forma simultánea.

Pon en marcha el cassette.

El programa se cargará automáticamente.

Si algo va mal, rebobina de nuevo la cinta y prueba a cargarla con un volumen distinto.

Amstrad disco

Teclea en tu ordenador RUN”DISC y después pulsa la tecla ENTER (INTRO).

El programa se cargará automáticamente.

Msx

Rebobina la cinta hasta el principio.

Teclea en tu ordenador RUN”CAS:” y después pulsa la tecla ENTER.

Pon en marcha el cassette.

El programa se cargará automáticamente.

Si algo va mal, rebobina de nuevo la cinta y prueba a cargarla con un volumen distinto.

Equipo de desarrollo

Idea original: ALfonso y Jorge Azpiri.

Programa: Gabriel Ortas.

Graficos: Rafael A. García Cabrera.

Programador de apoyo: Antonio Moya.

Portada: Alfonso Azpiri.

Musica: T.P.M.

Grabacion: CBS.

Distribuidor: Erbe Software.

Secretaria de produccion: María Dolores Navarro.

Produccion: Gabriel Nieto.

Topo Soft 1990.

Prohibida la reproducción, transmisión, alquiler o préstamo de este programa sin la autorización expresa escrita de ERBE SOFTWARE, S.A.

Не запускается или глючит игра, или не можете пройти? Спросите в комментариях.

Subscribe
Уведомлять об
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Сохранённые игры[X]

  

Справка[X]

Помощь уже в пути!

  • x1
  • x2
  • x3

Кликни в окно эмулятора, чтобы управлять!
<<<<

Не забывайте периодически сохранять игровой прогресс на сервере (клавишей F8), чтобы уверенно продвигаться вперёд!

Если вы гость на сайте, то прогресс будет сохранён только в памяти браузера и потеряется при закрытии. Чтобы этого не произошло - просто войдите в свой профиль.

Для загрузки сохранённой игры жмите F3 или откройте меню "Диск" кнопкой на правой панели.

Если игра не запускается, или у вас есть вопросы по игре - задайте их ниже.

Поделиться
Close
0
Would love your thoughts, please comment.x