Компьютер ZX Spectrum появился в начале 1980х годов, когда ещё не существовало единых игровых стандартов управления, таких как кнопки WASD, например, или “стрелочки”. Каждый разработчик считал удобными разные кнопки клавиатуры, вот почему у современных геймеров частенько возникают затруднения в играх на ZX Spectrum. Данная небольшая статья поможет вам начать ориентироваться в управлении в играх.
Главная “горячая клавиша” на ZX Spectrum – это SPACE (“Пробел”). Если игра загрузилась, но ничего не происходит – нужно пробовать нажимать Пробел. Если Пробел не работает, пробуйте нажимать клавиши в такой последовательности: Enter, Ctrl, Shift, затем цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 в верхнем ряду клавиатуры и потом аккуратно – все символьные клавиши подряд. Какая-нибудь кнопка да сработает. Знаем, это выглядит немного забавно в наше развитое время, но в середине 1980-х производители игр не всегда утруждали себя необходимостью писать подсказки о клавишах прямо в игре (хотя многие делали это в бумажном приложении-описании), поэтому сейчас приходится догадываться.
После игровой заставки обычно следует меню выбора управления. Вот на этом моменте позвольте остановиться поподробнее. Дело в том, что исторически у ZX Spectrum было всего несколько органов управления: клавиатура (KEYBOARD) и несколько видов джойстиков (KEMPSTON – Кемпстон-джойстик, SINCLAIR – Синклер-джойстик, INTERFACE II и CURSOR-джойстик). Остальные органы управления (такие как, например, KEMPSTON MOUSE – “мышка” или FULLER-джойстик) были относительной редкостью. Ниже мы приводим несколько скриншотов меню выбора управления из разных игр, чтобы было понятно – о чём идёт речь.
Под “управлением с клавиатуры” чаще всего (98% случаев) понимались клавиши QAOPM (Q=вверх, A=вниз, O=влево, P=вправо, M=огонь) или QAOP и “пробел”, изредка производители назначали иные клавиши управления, например, ASXLP. Если в списке есть слово “REDEFINE” – это большая удача, при выборе этого пункта можно назначить свои собственные клавиши.
KEMPSTON-джойстик в нашем эмуляторе на сайте имитируется обычными “стрелочками” на клавиатуре и клавишей “пробел”.
SINCLAIR-джойстик – и в оригинальном “Спектруме” и у нас на сайте дублируется клавишами 6, 7, 8, 9, 0 и реже клавишами 1, 2, 3, 4, 5.
INTERFACE II – то же самое, что SINCLAIR-джойстик. По правде говоря, SINCLAIR-джойстик – это и есть половинка интерфейса 2, который включал два таких джойстика (SINCLAIR 1, дублирующий клавиши 67890 и SINCLAIR 2, дублирующий 12345).
CURSOR – это “стрелочки” или же клавиши 56780 (5=влево, 6=вниз, 7=вверх, 8=вправо, 0=огонь).
В некоторых играх поддерживается “мышка”, которая появилась на ZX Spectrum в начале 90х годов и поэтому едва ли наберётся сотня игр, в которых можно играть “мышкой”. Чуть позже мы опубликуем более-менее полный список таких игр.
В общем, друзья, рецепт управления на “спектруме” такой: в любой непонятной ситуации нажимай “Пробел”, ENTER и потом цифры. А если на экране отображается нумерованный список – нажимай соответствующую цифру из списка. Если ничего не помогает – читай документацию к игре или спрашивай в комментариях к игре.
Удачи вам, и не стесняйтесь задавать вопросы!
Понравилась публикация? Поделись с друзьями